Расширенный поиск
Зарегистрироваться
   

Тверской полиграфкомбинат: второе дыхание

19/11/2003   Журнал Полиграфист и Издатель
Журнал "Полиграфист и издатель" стремится писать о взаимодействии, взаимовлиянии двух основных подотраслей - издательского дела и полиграфии. Одна без другого эффективно развиваться не может. В этом номере обстоятельный разговор мы поведем о Тверском полиграфическом комбинате, о его связях с книгоизданием и конкретно с издательством ¦Эксмо¦. В развернутых интервью с генеральным директором "Эксмо" Олегом Евгеньевичем Новиковым и генеральным директором комбината Валентиной Николаевной Якимовой. О развитии полиграфкомбината говорится и в материалах президента МАП Б.А. Кузьмина, губернатора Тверской области В.И. Платова и помощника директора по новой технике и технологии ФГУП "Печатный двор" им. А.М. Горького В.Н. Дуденко

Поточная линия переплетного цехаПроявочный процессорПечатная машина для офсетной печати

Лидер промышленной Твери
Тверской полиграфический комбинат всегда был и остается лидером промышленной Твери. Даже в трудное перестроечное время коллектив комбината нашел в себе силы не только устоять на передовых позициях, но и продвинуться вперед, умело используя открывшиеся возможности.
Грамотно проведенная приватизация, новые силы, влившиеся в коллектив, - все это позволило комбинату уверенно идти по пути технического перевооружения основного производства и увеличения выпуска готовой продукции: книг, журналов, брошюр, календарей, ученических тетрадей.
Коллектив комбината отличает рачительное отношение к своим производственным площадям, что позволяет устанавливать дополнительное оборудование. А это дает возможность создавать новые рабочие места для горожан, что в наше время очень важно.
На комбинате завершено обновление полного цикла производства. Отличительная особенность вновь установленного оборудования заключается в том, что оно изготовлено с применением самых последних достижений современного мирового полиграфического машиностроения. Причем, что особенно радует, процесс совершенствования полиграфического оборудования не останавливается, а идет непрерывно. Только так сегодня можно быть конкурентноспособным на мировом рынке.
Недавно на комбинате был праздник. Коллективу и многочисленным гостям представили новую печатную машину Rapida 130, а также самую современную крышкоделательную машину фирмы KOLBUS DA 232 и две ниткошвейные машины фирмы MECCANOTECNICA ASTER 2000 с механической скоростью 200 циклов в минуту.
Хозяева с гордостью показывали гостям все основные производственные участки. И гордиться есть чем. За последние три-четыре года комбинат приобрел и установил новое формное оборудование, переплетные линии, несколько печатных машин.
Комбинат был и остается первопроходчиком технического перевооружения, настоящим правофланговым промышленных предприятий Твери.
В.И. Платов,
губернатор Тверской области


Кузница кадров
История отечественной полиграфии - это, в первую очередь, история наших типографий: этапов их становления, развития и вклада в печатное дело страны. Мы уже привыкли к тому, что практически ежегодно отмечаем замечательные юбилейные даты в жизни того или иного полиграфического предприятия.
Вот и Тверской полиграфический комбинат - выдающийся, масштабный памятник послевоенного возрождения полиграфической мощи страны, уже уверенно приближается к своему полувековому юбилею.
Я хорошо помню, как мы - студенты младших курсов Московского полиграфического института, завидовали своим старшим товарищам, которые направлялись на работу на новый ¦с иголочки¦ комбинат. И дело было не только в том, что они сразу получали в свои руки самую современную по тем временам технику, но и все социальные привилегии. На окраине Твери был создан крупнейший, законченный производственный комплекс со своим жилым фондом, дворцом культуры, детскими учреждениями и учебной базой.
Конечно, о значении Тверского полиграфкомбината в развитии отечественного книгоиздания в двух словах не скажешь. В его биографии и многие годы напряженной трехсменной работы, и освоения выпуска массовой высококачественной однокрасочной и многокрасочной книжной продукции, иллюстрированных журналов. Уже не многие помнят, что еще совсем недавно этот комбинат был основной базой производства высокохудожественных открыток и плакатов, только этому предприятию доверялось печатать портреты членов Политбюро ЦК КПСС.
На Тверском полиграфкомбинате постоянно совершенствовалась организация труда, получали путевку в жизнь новые отечественные разработки технологических процессов и образцы полиграфической техники. Комбинат был всегда кузницей кадров, его работников можно встретить во многих типографиях страны.
Из выпускников МПИ первой волны вырос замечательный директор комбината - Галина Александровна Жесткова, которая в дальнейшем стала одним из ведущих руководителей союзной полиграфии. Долгие годы, с самого начала, типографию АПН ¦Новости¦ возглавлял Лев Эльевич Немец, а сейчас ею руководит Светлана Васильевна Иванова, в свое время ведущие специалисты ТПК. Бывший главный инженер - Анатолий Михайлович Митрофанов стал директором крупнейшего в стране Тверского полиграфического комбината детской литературы. И этот перечень можно было бы продолжать и продолжать.
Но я особо хотел сказать о своем однокашнике и друге, несколько десятилетий возглавлявшем Тверской комбинат и, к сожалению, безвременно ушедшем от нас, - Игоре Александровиче Виноградове.
Именно ему пришлось руководить комбинатом в самое сложное время - время больших перемен. И именно он определил и создал условия для реализации нового пути развития предприятия. Его мечтой было сделать ТПК составной частью мощного, единого издательско-полиграфического комплекса. Сейчас мы все свидетели того, как эта идея материализовалась. Совместно с ведущим в стране издательством ¦ЭКСМО¦ Тверской полиграфический комбинат уверенно набирает силы, совершенствуется и, заложив когда-то будущую славу Твери, как крупнейшего полиграфического центра России, он ее умножает.
Б.А. Кузьмин, президент МАП


Традиции и новая реальность

Беседа с генеральным директором Тверского полиграфического
комбината Валентиной Николаевной Якимовой

 

 

- Вы не могли бы в общих чертах обозначить основные вехи своей профессиональной деятельности, связанной с Тверским полиграфическим комбинатом?
- В августе 2002 года исполнилось 20 лет с того дня, как я пришла на Тверской полиграфический комбинат. Моя деятельность на предприятии началась с бухгалтерии, где я стала работать сразу после окончания экономического факультета Тверского (тогда Калининского) государственного университета. Проработав три года, я стала заместителем главного бухгалтера, а еще через четыре года - главным бухгалтером предприятия.
В1994 году было проведено акционирование комбината, мы тогда попали в первую волну приватизации и оказались одним из первых акционированных промышленных предприятий в России. В 1996 году в акционерном обществе была введена должность финансового директора, и я прошла по конкурсу на эту должность, а 1 ноября 2002 года решением собрания акционеров была выбрана генеральным директором ОАО ¦Тверской полиграфический комбинат¦.

- Какие годы своей работы вы считаете наиболее плодотворными?
- Каждый период был по-своему важным. Мое виденье комбината и задач, стоящих перед ним, определяется во многом предыдущим опытом, когда я отвечала за финансовую деятельность предприятия. Поступив работать на мощное, преуспевающее промышленное предприятие, я сразу оказалась в гуще событий. В это время разворачивалось серьезное техническое перевооружение, проводились проектно-конструкторские разработки, закупалось оборудование. Я пришла ¦бухгалтером на строительство¦. Это было своего рода ¦государство в государстве¦. В то время мы получали из ГДР листовые печатные машины Planeta, я оформляла документы на поставляемое оборудование, и лишь позднее поняла, что это был целый этап в развитии комбината - формировался современный по тому времени машинный парк офсетной печати.

- Кто наиболее сильно повлиял на ваше становление как специалиста, руководителя?
- Я думаю, что это прежде всего Игорь Александрович Виноградов. Когда я пришла работать на полиграфический комбинат, он являлся директором предприятия. Это был человек поистине незаурядных способностей. Он обладал стратегическим мышлением, анализировал и просчитывал свои решения и нас, финансистов, приучал к этому.
Возможно, сыграло свою роль и то, что Игорь Александрович был первопроходцем в области внедрения хозяйственного расчета, экономической самостоятельности предприятия.
Именно эти основы управленческой деятельности и предопределили основные принципы управления предприятием на два десятилетия вперёд.

- Предприятие долгие годы было вполне благополучным, и вдруг испытало серьезный спад. В чем вы видите причину?
- Не только мы - вся страна не была подготовлена к ¦шоковой терапии¦. В начале девяностых рухнула основа основ экономики советского государства - плановое хозяйство. Уход в частный сектор произошел по инициативе самого директора, он к этому стремился. Как только был принят указ о приватизации, Игорь Александрович стал добиваться в руководящих структурах права попасть в первый список акционируемых предприятий. В то время полиграфия, в связи со своей причастностью к средствам массовой информации, была отнесена к почти закрытому для приватизации сектору экономики, однако Игорь Александрович был одним из немногих, кто сумел отстоять свою точку зрения, а я оказалась тогда во главе комиссии по приватизации. Уход в частный сектор был болезненным, но неизбежным.

- Как вам удалось преодолеть кризис?
- После приватизации мы перестали быть ¦строкой государственного бюджета¦, что в свою очередь означало отсутствие устойчивого финансирования. Мы оказались без поддержки со стороны государства. В замешательстве были и наши заказчики - издательства. В этой ситуации невозможно было преодолеть спад производства. В советское время численность рабочих и служащих достигала 2000 человек, в 1992 году - 1800, в самый критический момент численность сокращалась до 1000-1100 человек. Однако несмотря ни на что, основной костяк высококвалифицированных специалистов-печатников удалось сохранить, и это спасло нас.
Трудности были объективные: в это время проходила структурная перестройка издательского дела, старые издательства разваливались, а новые еще не сложились. Мы ежедневно собирались, считали скудные средства и обсуждали программу на один день - как выстоять.
Надо было преодолеть замкнутый круг: с одной стороны - не было загрузки, а с другой - из-за нехватки оборотных средств на приобретение материалов и перебоев в поставках мы не могли вовремя выполнять те заказы, которые удавалось получить. Тем не менее, мы сохранили многих своих заказчиков и не останавливали комбинат ни на один час. Мы отказались от дробления и банкротства предприятия, на что сейчас многие идут с легкостью. Объявить себя банкротом, на мой взгляд, - это не только признать свою неплатежеспособность, но и расписаться в своей несостоятельности как руководителя. На это мы пойти не могли. В результате Тверской полиграфический комбинат остался единым, монолитным предприятием, каким он и был со дня своего основания.

- Как происходил процесс сближения с издательством ¦Эксмо¦, кто проявил инициативу?
- Когда акции комбината были выставлены на торги, результат был, по-видимому, предопределен - первыми собственниками стали московские издатели, хотя были приняты заявки и от тверских предприятий. Несмотря на то, что инвестора подбирали целенаправленно, ошибки избежать не удалось - за первым собственником стоял инвестиционный фонд, но до реальных инвестиций дело так и не дошло. Новым владельцам хотелось быстрой отдачи, они не были заинтересованы в длительном сотрудничестве.
Издательство ¦Эксмо¦ с самого начала появления стало нашим заказчиком. Я помню, как в 1992 году к нам приезжали сотрудники издательства. Это были совсем молодые ребята. У них и сейчас коллектив молодой. Постепенно удельный вес заказов ¦Эксмо¦ нарастал, а когда они сделали рывок на книжном рынке и резко набрали обороты, то стали нашим серьезным, можно сказать, стратегическим партнером. Тот факт, что часть акций комбината перешла к этому издательству, мы рассматриваем как естественный итог длительного процесса партнерских взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.

- Каковы сейчас ваши взаимоотношения с издательством ¦Эксмо¦ и его директором Олегом Новиковым?
- Комбинат является самостоятельным хозяйственным субъектом - акционерным обществом. Издательство ¦Эксмо¦ является другим хозяйственным субъектом, являющимся крупным акционером комбината. В отличие от первого ¦инвестора¦ ¦Эксмо¦ заинтересовано в развитии полиграфической базы для своей основной деятельности - книгоиздания. Направляя инвестиции на модернизацию Тверского полиграфического комбината, руководство ¦Эксмо¦ признаёт, что комбинат является независимым юридическим лицом, наделённым всеми полномочиями с полной финансовой самостоятельностью. Когда Олег Евгеньевич выступает в роли нашего заказчика, он является для нас таким же клиентом, как и все остальные.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на рынке полиграфических услуг?
- Сейчас говорить о том, что рынок полиграфических услуг уже сформировался, нельзя. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в отличие от других отраслей отечественной промышленности, по полиграфии фактически отсутствуют данные о её состоянии, темпах и динамике развития, что в свою очередь свидетельствует о невостребованности этих сведений, по причине отсутствия грамотного, просчитанного подхода к развитию производства. На мой взгляд, я вновь, как и двадцать лет назад, оказалась на ¦стройке¦. Только сейчас строительство ведётся и в рамках одного отдельно взятого предприятия, и в масштабах целого сектора экономики. Наблюдая за тенденциями последних лет, можно сказать одно: инвестиции в сферу полиграфии только-только начинают поступать - всё ещё впереди.
Сейчас крупные издательства, стремясь сделать своё присутствие на рынке более прочным, становятся владельцами крупных пакетов акций предприятий полиграфии. С одной стороны - наличие собственной печатной базы даёт им преимущества перед конкурентами, а с другой - полиграфические предприятия получают постоянного заказчика и, что самое главное, инвестора, готового вкладывать деньги в развитие производственной и технологической базы. В такой связке заинтересованы обе стороны, так как в конечном счете успешное развитие предприятия гарантирует стабильные дивиденды как инвестору-акционеру, так и самому предприятию.

- Как вы оцениваете ситуацию на комбинате сегодня, что сейчас происходит в сфере управления?
- Фундамент современной управленческой структуры был заложен ещё Виноградовым Игорем Александровичем. Затем в 1998 году под руководством Пахомовой Галины Николаевны был создан отдел маркетинга, который в основном занимался оформлением заказов. Однако со временем данное структурное подразделение в той форме, в какой оно существовало, постепенно утратило свою актуальность. Потребовалась реорганизация, которая и началась с моим приходом. Сейчас этот процесс продолжается: усилены подразделения, ответственные за рекламу и маркетинг, впервые появился специалист по связям с общественностью, web-редактор, создана группа продаж, где сосредоточены менеджеры, в обязанности которых входит отслеживание выполнения заказа на протяжении всей технологической цепочки. Именно они отвечают перед клиентом за выполнение заказа. Им вместе с технологами предстоит решать все вопросы, связанные с производством, не отвлекая непосредственных руководителей производственных подразделений.
Развитие маркетинга довольно новое и очень важное для нас направление. Наша новая структура будет профессионально заниматься исследованиями и позиционированием предприятия на рынке полиграфических услуг.
Постоянное наращивание технической, интеллектуальной мощи выводит комбинат на новый уровень. Рост капиталовложений и увеличение финансового оборота создали благоприятную почву для дальнейшего развития производства, где главная роль будет отводиться стратегическому планированию.


 
Статьи
Рекомендуем
Интервью
Пресс-релизы
25.09.2012
Esko Pixel+
Спецпредложения
 


Реклама
Экспресс-заказы
Вы можете отправить заказ на изготовление полиграфической продукции одновременно в несколько проверенных типографий.

В ответ Вы оперативно получите только реальные предложения от реальных изготовителей.



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.