Расширенный поиск
Зарегистрироваться
   

Выпуск издательской печатной продукции предприятиями системы МПТР России

21/11/2003   Е. МАРГОЛИН

Терминологическая чистота требует жертв. Под издательской продукцией ГОСТ 7.60-90 (1) понимает совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями). ГОСТ считает недопустимым использовать термин «Печатная продукция». Хотя тут же в качестве иноязычных аналогов присутствует немецкий термин Druckproduktion, что означает именно печатную продукцию, и английский Printed matter, который переводится как нечто отпечатанное. В словаре-справочнике А.Э.Мильчина (2) печатная продукция предстает как совокупность всей издательской продукции и печатных изделий полиграфии, которые не подпадают под определение издательской продукции. Возникает подозрение, что российские издатели чураются печатного дела и изо всех сил стараются с ним не смешиваться. Ради соблюдения терминологической чистоты пожертвуем ясностью толкования и (только в пределах настоящего сообщения и нигде больше) станем понимать под издательской печатной продукцией отпечатанные издания, прошедшие редакционно-издательскую подготовку. Эти издания разделены на книжные, газетные, журнальные, изобразительные.
Задача настоящего сообщения — отследить динамику выпуска этой продукции предприятиями системы МПТР России на протяжении четырех лет, последовавших за дефолтом 1998 года. Информационную основу сообщения составляют формы статистического наблюдения П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», которые поступают от подведомственных предприятий в Министерство. Исходные данные представлены в табл. 1.

Динамика натурального выпуска издательской печатной продукции
На рис. 1, а — 1, д показана динамика натурального выпуска издательской продукции по отдельным видам и в целом за период с первого квартала 1999 по первый квартал 2003 г.
На всех графиках просматривается тенденция положительного роста. В наибольшей степени она выражена по журнальной (линейный коэффициент корреляции r=0,830) и книжной продукции (r=0,758). Меньше всего — по газетной (r=0,489). Интегральная кривая, построенная по издательской печатной продукции в целом и сглаживающая все скачки индивидуальных траекторий, коррелирует с параметром времени с теснотой связи 0,729.

Однако на тех же графиках можно увидеть, что ход кривых постоянством не отличается. Отчетливо это проявляется на рис. 2, иллюстрирующем относительный рост выпуска продукции по отношению к базовому периоду — первому кварталу 1999 года. Если оценить корреляцию в период с 2000 по 2003 год, то выясняется, что по газетной продукции тренд отсутствует вообще, а по всей издательской печатной продукции в целом он оказывается статистически незначимым. По журнальной продукции корреляция резко снижается. По книжной и изобразительной продукции наличие позитивного роста подтверждается.


В табл. 2 приведены агрегированные по годам данные о выпуске печатной продукции, представленные в абсолютных цифрах и в относительных величинах по отношению к 1999 году. Они же для наглядности представлены на рис. 3.


В отношении газет можно сказать, что их производство на федеральных предприятиях стабилизировалось на уровне 9,5–10,0 млрд листов-оттисков. Следует ожидать некоторого увеличения объемов выпуска при проведении выборов Президента Российской Федерации в первом квартале 2004 года и особенно в конце 2003 года, когда состоятся выборы в Государственную думу Российской Федерации и приуроченные к ним выборы в ряде регионов. В годы «спокойного солнца» значительных изменений в масштабах производства газет не ожидается.
В книжном секторе темпы роста выпуска, хотя и наличествуют, но с каждым годом уменьшаются: в 2000 г. рост на 12,3 процентных пункта в 2001 г. на 8,9, в 2002 г. на 4,6 процентных пункта. Если такая тенденция сохранится, то в 2003 г. в лучшем случае книг будет отпечатано по листажу примерно столько же, сколько в 2002 году.

Увеличить
Журнальный сектор, демонстрировавший бодрую динамику в первые «последефолтные» годы, сменил тенденцию — с положительной на отрицательную. Продолжающаяся умопомрачительная политика государства на подавление собственного производителя привела к тому, что преимущества, обеспеченные дефолтом, полностью компенсировались высокими ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на мелованные сорта бумаги, используемые для печатания журналов и не производящиеся в России. Дешевле печатать за рубежом, чем в своей стране. Поэтому остается некоторая надежда на сохранение хотя бы достигнутого объема производства журналов, эту надежду дает увеличение выпуска в первом квартале 2003 года, но прогнозировать заметный рост на будущее вряд ли кто возьмется.
Вздыбления и провалы на кривой, описывающей динамику выпуска изобразительной продукции (рис. 1, г), обусловлены небольшими масштабами ее производства и неопределенностью самого понятия «изобразительной продукции». Поэтому даже небольшие изменения натурального выпуска, происходящие иногда от излишнего усердия или невнимательности лица, заполняющего форму статистического наблюдения, оказывают на кривую сильное воздействие. Однако тенденция прокладывает себе дорогу через любые флуктуации: натуральный выпуск с каждым годом растет и темпы роста также увеличиваются.
Перечисленные особенности по каждому виду изданий нивелируются в общей тенденции производства издательской печатной продукции — рост имеет место, но и он постепенно затухает (рис. 1, д).

Динамика структуры выпуска издательской печатной продукции
В табл. 2 представлены численные данные по структуре выпуска. На рис. 4 показана динамика изменений структуры по отношению к уровню 1999 года.

Увеличить


В 2001 году произошло падение выпуска газетной продукции, обусловленное, возможно, завершением в 2000 году основной массы выборных кампаний. Из-за этого уменьшилась почти на 5 процентных пунктов доля газет в общем листаже отпечатанной издательской продукции. В последние два года стабилизировалась доля книжной продукции, увеличился удельный вес изоизданий и сократилась доля журналов.
С учетом возможных изменений в масштабах выпуска отдельных видов издательской печатной продукции, речь о которых шла выше, можно предположить, что в 2003–2004 годах несколько увеличится удельный вес газетной продукции, немного уменьшатся доли книжных и журнальных изданий, слегка возрастет доля изобразительной продукции. Все эти изменения уложатся в два, максимум три процентных пункта. Поэтому не будет большой ошибкой утверждать, что заметных структурных сдвигов в рассматриваемой части российской полиграфии не ожидается.

Сезонные колебания выпуска издательской печатной продукции
На рис. 1 а на кривой динамики выпуска книжной продукции отчетливо видны периодические волны. На других графиках также наблюдаются периодические закономерности, за исключением кривой динамики выпуска изобразительной продукции. О причинах наблюдаемых аномалий по этому виду изданий уже говорилось выше.
Все периодические изменения имеют четко выраженную годовую цикличность. На рис. 5,а — 5,г сведены кривые относительного роста выпуска по отношению к уровню первого квартала по всем годам рассматриваемого периода применительно к каждому виду продукции. Численные данные приведены в табл. 3. Не комментируются результаты, полученные по изобразительной продукции.


Во всех остальных случаях сезонность выпуска проявляется в том, что первый квартал отличается наименьшими размерами производства. Дальше у каждого из видов продукции проявляются индивидуальные особенности.
Если для всех видов изданий снижение выпуска в первом квартале связано с меньшим числом рабочих дней из-за новогодних и рождественских праздников и более короткого по сравнению с другими месяцами года февраля, то для книжного производства положение усугубляется желанием издателей выставить на рынок как можно больше продукции перед новым годом с тем, чтобы в каникулярное время реализация продукции все-таки шла своим чередом. Поэтому впадины на кривой натурального выпуска (рис. 1, а) здесь глубже, а последующий подъем круче, чем у других видов продукции. Максимум выпуска приходится на третий квартал (рис. 5, а). В четвертом квартале этот уровень поддерживается, но не более того. Четвертый квартал 2002 г. отмечен снижением выпуска, но в данном случае речь идет уже не о сезонности, а о тревожном симптоме спада полиграфического производства вообще.
Для газетной продукции характерен ровный рост выпуска по кварталам с небольшим ускорением именно в четвертом квартале каждого года. В 1999 г. он был наиболее заметен, потому что тогда избирали Государственную думу. Выборы Президента Российской Федерации в 2000 г. никаких сейсмических всплесков на кривой выпуска не показали (рис. 5, б).
Журналы, будучи, как и газеты, периодическими изданиями, также не отличаются резкими перепадами выпуска в течение года. Сезонность проявляется в росте производства из квартала в квартал (рис. 5, в). Однако уже к середине 2001 года рост прекратился, началось снижение выпуска, продолжившееся в 2002 году.


В табл. 4 представлены усредненные данные по кварталам рассматриваемого периода, а на рис. 6 показана общая картина сезонных колебаний выпуска по разным видам издательской печатной продукции. Очищенные от случайностей отдельных лет, кривые демонстрируют наличие сезонности, выравнивание объемов производства в третьем-четвертом кварталах по книжной и изобразительной продукции, такое же выравнивание, но уже во втором-четвертом кварталах по журнальным изданиям, а по газетам каждый год выпуск к концу года нарастает.


Заключение
Проведенная работа позволила установить определенную стабильность структуры выпуска издательской печатной продукции, устоявшиеся объемы газетного производства, наличие сезонности при выпуске видов издательской продукции, особенно книжной, а также признаки стагнации и некоторого снижения производства журнальных изданий в конце рассматриваемого периода.

Литература
1. Стандарты по издательскому делу/Сост. А.А.Джиго, С.Ю. Калинин. — М.: Юристъ, 1998, с. 175
2. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник — М.: Юристъ, 1998, с. 272

Е. МАРГОЛИН, кандидат технических наук

 
Статьи
Рекомендуем
Интервью
Пресс-релизы
25.09.2012
Esko Pixel+
Спецпредложения
 


Реклама
Экспресс-заказы
Вы можете отправить заказ на изготовление полиграфической продукции одновременно в несколько проверенных типографий.

В ответ Вы оперативно получите только реальные предложения от реальных изготовителей.



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.