Расширенный поиск
Зарегистрироваться
   

Пакеты, картонки, жестянки (Часть 1) 1

08/09/2005   Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА

Мировая индустрия упаковки оценивается в 500 миллиардов долларов, но за пять лет эта цифра должна подрасти на треть до 760 миллиардов. Это одна из самых высокорен табельных и быстрорастущих отраслей. С точки зрения печатных технологий упаковка делится на четыре основных сектора - в зависимости от «исходного» материала: картон, гофрокартон, гибкая упаковка и этикетки. Далее идут печать на жести, стекле, бумаге, ткани и прочих материалах. Если говорить о способах печати, то на листовых офсетных машинах печатается значительная доля бумажных этикеток и пакетов, легкий картон и микрогофрокартон. Рулонные офсетные машины используются также для печати на некоторых пленках. Но все-таки гибкая упаковка и самоклеящиеся этикетки производятся обычно методами глубок ой или флексографской печати. В последнее время значительное количеств о упаковки производится т акже на машинах цифро вой печати, которые спо собны работать даже с картоном и пластиком. Методом шелкографии из давна получают изображе ния на картоне, жести, стекле, пластмассовой упаковке и текстиле.

Жестяная коробочка для леденцов имитирует корзинку с ягодами

Бумага была и остается одним ил важнейших упаковочных материалов. На долю упа ковки из бумаги и картона приходится более 40% индустрии упаковки. Естественно, в те времена, когда она была слишком дорогой даже для печатания книг, никому и в голову не приходило использовать ее «не по назначению». Но позже упаковочную бумагу стали производить специаль но; грубую, серую - для обычных то варов и изысканную для подарков. Бакалейщики пользовались специаль ными пергаментными и вощеными бу магами. До сих пор существует и раз­вивается производство бумаг для упаковывания небольших предметов «по старинке». Особым спросом пользу ются цветные бумаги с напечатанным на них мелким рисунком: сюжеты можно варьировать бесконечно. В особых отделах подарочной упаковки наобширный выбор бумаги на все вкусы. Для нашей страны это новшество - так как при социализме таких «из лишеств» не допускали.

Бумага для упаковки обычно с одной стороны глянцевая, хорошо про клеенная, непрозрачная и подходит для тиснения, бронзирования и лакирования. Она довольно жесткая и устойчивая к изгибу, а также - безвредная, так как предназначена в основном для продуктов питания. Простейшая бумажная упаковка - это пакет. Де лали их в старину кто как - до тех пор, пока в середине позапрошлого ве ка в Пенсильвании не сконструировали первый станок для производства бумажных мешков. Во время граж­данской войны в США производство хлопка резко упало, и выпуск хлопковых мешков - важнейшей на тот момент тары для зерна, муки и прочих сыпучих продуктов прекратился, что и направило мысли изобретателей в нужном направлении. После 1860 го да американцы не только целиком обеспечивали себя бумажными пакетами, но и экспортировали машины для их производства по всему миру. Важнейшим усовершенствованием в этом деле стала технология производства пакетов с плоским дном, запатентованная в 1870 году Л.Н. Кроуэллом. В дело разработки машин для склады­вания пакетов внесли свою лепту даже женщины: вариантов таких механизмов известно множество.

Реклама печенья «Uneeda» (1901) подчеркивала осо¬бую защитную роль картонной упаковки

Бумажные пакеты с плоским дном служат нам по сей день: в них продаются крупы, мука, сахар, корм для домашних животных, строительные смеси и многое другое. Если такой пакет не запечатывать, а приделать к нему ручки, оп превратится в подобие сумки, куда можно складывать покупки. Производство бумажных пакетов для покупок по-настоящему расцвело в эпоху супермаркетов. Хотя в наши дни бумажные пакеты уже уступили первенство более дешевым и практич­ным пластиковым сумкам, они все еще востребованы - особенно в респектабельных дорогих магазинах.

Самые простые пакеты с вклеенными ручками производятся машинным способом из коричневого или бе леного крафта, по для рекламных целей можно сделать заказ на ручное изготовление пакетов из мелованной бумаги с ламинированием, из дорогой дизайнерской крашеной в массе, или из переплетных материалов, которые не рвутся па сгибах. Печать на таких пакетах может быть офсетной либо (для окрашенных в массе бумаг) - шелкографской, для отделки используются тиснение и выборочное лаки­рование. Сегодня процесс извлечения подарка из упаковки может затянуться: открывается пакет, извлекается украшенный бантиком сверток, раз­вязываются ленточки, разворачивается или рвется бумага, а в ней обнаруживается картонная коробочка.

Декорированная жестяная коробка от конфет или пе¬ченья по желанию хозяйки

Прежде картонные коробки так и называли - картонки. До начала машинного производства картон, сделанный вручную, ценился довольно высоко. Получали его тремя способами - отливом (такой картон называется натуральным), прессованием из нескольких слоев влажной бумаги и склеиванием. Прессованный картон был самым прочным и гибким. Это свойство позволяло делать из него простейшие коробки без сгибов, - и самые первые картонки имели круглую или овальную форму. Мастер огибал картоном цилиндрическую деревянную болванку и затем скреплял концы, - так же, как поступал при изготовлении коробок жестянщик. Затем к цилиндру приклеивалось донышко, и аналогично делалась крышка. Заказчиками коробок и коробочек выступали шляпники, ювелиры, аптекари и кондитеры. Вес квадратного метра картона начинается со 150 граммов и может достигать чуть ли не килограмма (например, бристольский картон с внутренним слоем из древесной массы имеет плотность до 924 г/кв. м).

Как известно, площадь круга больше, чем площадь квадрата с таким же периметром, поэтому объем круглой коробки - максимальный. Для иных предметов лучшей формы и быть не могло. Теперь, к сожалению, редко увидишь шляпную картонку, зато коробки для круглых тортов и сейчас имеют соответствующую форму, и каждый из нас хоть однажды, да носил такой тортик за петельку из шпагата - в радостном предвкушении. По-прежнему в плоские круглые коробки укладывают дорогие конфеты. Вышел из употребления зубной порошок, но до сих пор встречаются в магазинах ста ромодные круглые коробочки из картона для пудры и духов (в памяти неожиданно всплывает, как в младшей группе детского сада мы увлеченно обклеивали коробочки из-под зубного порошка мраморной бумагой, чтобы подарить мамочкам на 8 марта).

С увеличением производства товаров на коробки стали наклеивать печатные этикетки. Однако кустарные круглые коробки плохо подходили для промышленности: перевозить в круглой таре большие партии товаров было неудобно, а пустые коробки занимали слишком много места. И в конце концов торговцы придумали выкройку кубической коробки, которую можно было быстро сложить из плоской заготовки. Упаковочный картон для складных коробок - разнослойный: он состоит из верхнего и нижнего слоев, спрессованных во влажном состоянии с одним или несколькими внутренними слоями. Первые складные коробки, предназначенные для мебельных гвоздей, стала выпускать американская компания Bird & Company в 1850-е годы: продавец складывал их в присутствии покупа теля. Нетерпеливым клиентам такое новшество не понравилось, да и продавцы были недовольны.

Прошла еще четверть века, пок появились по-настоящему удобные простые в изготовлении складные коробки. Технологию их изготовлений разработал в 1879 году нью-йоркский" типограф Роберт Гсйр, который занимался печатанием надписей на бумажных пакетах. Его печатная машина разладилась, и в результате металлическая линейка стала резать бумагу. Мастер смекнул, что на этой машине можно кроить картон. Б ходе последующих экспериментов он увидел, что по слабому следу от металлической кромки картон легко сгибается. Так впервые удалось совместить изготовление коробок

и печатный процесс. Используя штам пы с острыми и тупыми кромками, Гейр высекал на своей машине до 7500 коробочных заготовок в час. Разрезные клапаны после сгибания образовывали дно и крышку коробки. Такую удобную, легкую и компактную упаковку сразу же оценили производители раз ного рода товаров, по не только они. Выяснилось, что покупатели гораздо больше доверяют продуктам в фабричных коробках с надписями и рисунками, чем «развесным», и покупают их охотнее. Американские компании Quaker oats (марка овсянки), Uneeda другие немедленно воспользовались изобретением.

До того, как Г.ТТ. Кроуэлл, владе­лец небольшой мельницы в Огайо, поместил овсянку «Quaker oats» в складную коробку, овсяная крупа продавалась из бочек и считалась в Америке кормом для лошадей. А Кроуэлл снаб дил свою коробку четырехцветной пе­чатью с изображением квакера и рецептами приготовления не только каши, но также хлеба, пудинга, оладьев и детского питания. Он стал рекламировать этот продукт как «деликатес для гурманов, удовольствие для больного, лакомство для ребенка». Кстати, наш мельник не имел к общине кваке­ров никакого отношения, - больше половины своего дохода он жертвовал евангелистам-протестантам, а квакерам не давал ни гроша.

Яркая коробка Quaker Oats - самая первая

Это был первый исторический опыт искусственного создания спроса на товар при помощи упаковки и рекламы. «Один фунт «Quaker oats» - это то же самое, что три фунта говядины для ваших мускулов и костей», - утверждалось в самом первом рекламном объявлении. А в 1891 году хозяин новой торговой марки нанял целый то парный поезд, который разъезжал по Штатам для раздачи миниатюрных образцов. Именно Кроуэлл придумал призы и подарки для тех, кто вырежет и пришлет изображение квакера, - ради популяризации бренда.

Компания Uneetla также сделала ставку на упаковку, подчеркивая, что двойная упаковка - запечатанный бумажный пакетик вставлялся в продол­говатую складную коробку - способствует лучшей сохранности печенья. При этом вкус продукта даже не упоминался. Символом «Uneetla» стал мальчик в желтом плаще с известного рекламного постера, несущий коробку печенья. Своей эмблемой компания выбрала венецианскую типографскую марку 15 века - круг и крест - символ искупления Христова. Тем самым подчеркивалась чистота содержимого запатентованной упаковки «In - Er - Seal». Этой маркой до сих пор пользуется фирма Nabisco . Печенье «Uneeda» сделало знаменитым упаковка, а не продукт внутри нее.

К сожалению, таким не слитком честным приемом реклама пользуется до сих пор: так, редкого покупателя заинтересовали бы мелко нарезанные сухарики из нераспроданного булочными хлеба, если бы этот «продукт» не спрятали в красивые пакетики и не разрекламировали по телевидению как средство от депрессии. Можно только пожалеть желудки подростков, грызущих эти сдобренные «вкусовыми добавками» отходы. Зачастую рядовой потребитель не отдает себе от­чета в том, что фактически приобретает одну только упаковку, которая подменила собой продукт. Психологи обратили внимание па этот феномен еще в 20-е годы прошлого века: в 1Э28 году редактор журнала «Printer ' s Ink» («Печатная краска») Р.Б. Фрэнкин выпустил целую книгу «Упаковки - это товар». Он утверждал, что само наличие упаковки уже делает продукт чем-то выдающимся.

Внутри картонной коробочки - запаянный пакет с чаем, а снару жи - для блеска - целлофан

Средством рекламы упаковка становится при помощи полиграфии. Понятно, что для печати лучше всего подходит картон с мелованным верхним слоем из первичной беленой целлюзы, который прячет низкосортную «середину» из древесной массы или макулатуры. Для упаковки кондитер­ских изделий, парфюмерии, лекарств, сигарет качество нижнего слоя также имеет немаловажное значение. Поэтому в наше время выпускаются упаковочные картоны, у которых оборотная сторона беленая или даже мелованная. Структурно картоны для высокохудожественной полиграфии с последующим лакированием состоят из семи и более слоев, так как чистоцеллюлозный картон литого мелования слишком дорог и применяется ограниченно.

Для офсетной печати пригоден картон плотностью до 300 г/кв. м, В производстве сигаретной упаковки применяется также глубокая печать. Естественно, упаковка класса «люкс» требует не только печати, высечки, фальцовки и склейки, но и отделки - лакирования, горячего тиснения фольгой, блинтового и конгревного тиснения. Обычно специализированные предприятия располагают слохс- ным производственным оборудовани ем, где все основные операции по изготовлению упаковки производятся в линию. Самая дорогая и желанная техника для производства картонной упаковки изготавливается швейцарской компанией Bobst.

Продолжение следует...

Рекомендуемые ссылки:


Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА
 
Статьи
Рекомендуем
Интервью
Пресс-релизы
25.09.2012
Esko Pixel+
Спецпредложения
 


Реклама
Экспресс-заказы
Вы можете отправить заказ на изготовление полиграфической продукции одновременно в несколько проверенных типографий.

В ответ Вы оперативно получите только реальные предложения от реальных изготовителей.



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.