Расширенный поиск
Зарегистрироваться
   

Подготовке кадров — заботу полиграфического сообщества

25/04/2004   Б. Кузьмин

11 марта 2004 года в рамках работы Межрегионального Форума «Социальное партнерство в подготовке кадров рабочих и специалистов для полиграфии» и Международной выставки «ПолиграфТех –2004», Межрегиональная ассоциация полиграфистов (объединение работодателей) при поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Министерства образования РФ проводит Первое Всероссийское собрание социальных партнеров в области профессиональной подготовки кадров для полиграфии

Цель Собрания — выработка документов, определяющих отраслевые механизмы на федеральном и региональном уровнях по взаимодействию работодателей, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, профсоюзов, всех заинтересованных сторон, в качественной подготовке кадров для издательско-полиграфического комплекса страны.

В условиях постоянного развития, структурной перестройки и научно-технического прогресса в полиграфической отрасли подготовка и обеспечение производства рабочими кадрами и специалистами высшей квалификации становятся центральными проблемами. МАП совместно с Минпечати РФ специально провели в ноябре 2001 года практическую конференцию «Современной полиграфии — высококвалифицированные кадры», позволившую реально оценить состояние профессионального образования в отрасли и наметить меры по его совершенствованию. Главный вывод конференции — в современных условиях основную заботу о судьбе профессиональной подготовки кадров всех уровней полиграфическая отрасль должна взять на себя.

В стране подготовкой кадров для полиграфии занимаются 18 училищ (лицеев), 5 колледжей, 12 вузов. Еще ряд высших учебных заведений открыли у себя отделения по полиграфическим специальностям.

Ежегодно 18 училищ выпускают 2 тыс. специалистов, колледжи — 1700 человек, вузы — 1100. Во всех вузах страны по полиграфическим специальностям обучаются 7700 студентов, в техникумах — 7 тысяч, и тем не менее отрасль испытывает острый недостаток кадров.

Для сравнения обратимся к Германии, где в полиграфии занято более 220 тыс. специалистов, что сопоставимо с количеством специалистов в России, работающих в полиграфической промышленности и полиграфической сфере других отраслей. В учебных заведениях различного уровня этой страны обучается 22 тыс. человек, т.е. ежегодное обновление кадров составляет 10 процентов. Но, что важно отметить, из 22 тыс. обучающихся 20 тыс. — это рабочие специальности, а пять вузов Германии ежегодно выпускают 720 человек.

К сожалению, в полиграфической отрасли, кстати, как и во всей нашей стране, при острейшем дефиците рабочих кадров, приоритет отдается расширению контингента вузов. За последние годы число студентов России возросло в 2 раза, а число подготавливаемых рабочих сократилось на 40 процентов.

Системный кризис, поразивший Россию в последнем десятилетии минувшего века, сильнее всего ударил по учреждениям начального и среднего профессионального образования.

Это во многом объясняется снижением объемов бюджетного финансирования, невыполнением Постановления Правительства РФ «О социально-экономическом развитии России до 2010 года», провозгласившего положение о приоритетном развитии начального профессионального образования, а также отсутствием в отрасли организационного начала по поддержке подготовки кадров.

По данным Института развития профессионального образования, затраты на подготовку квалифицированного рабочего в профтехучилищах составляют у нас 400 долларов в год, во Франции — 7 тыс., а в Германии еще выше. Педагог училища с высшим образованием и стажем работы более 20 лет получает зарплату в 2 — 3 раза меньше, чем средняя зарплата в промышленности.

Учебные заведения получают лишь треть средств, необходимых для организации учебного процесса. Они не в состоянии поддерживать учебно-материальную базу.

Не лучшим образом обстоит дело и в вузах — доля бюджетных средств составляет не более 50 процентов. Заработная плата профессорско-преподавательского состава не поддается никакой критике.

Ну и, наконец, к большому стыду всего полиграфического сообщества, в училищах, и в вузах не хватает учебников и другой учебно-методической литературы. Такого, пожалуй, никогда не было в отрасли, даже в самые тяжелые для страны годы. Издание учебников, учебных фильмов, создание тренажеров и учебных макетов, обеспечение лабораторных занятий соответствующими материалами переведено на хозрасчет.

Сегодня приходится отчетливо осознавать, что для подготовки конкурентоспособных рабочих, способных воспринимать и новые технологии, и новую организацию труда в отрасли, помимо принятия целого ряда постановлений на государственном уровне, требуется совершенно другое отношение всего полиграфического сообщества к решению этой проблемы. Ведь полиграфия страны находится на рубеже принципиальных структурных преобразований.

Разрыв между рынком труда и системой профессионального образования в отрасли должен быть преодолен, в том числе и за счет повышения внимания предприятий и фирм — всех субъектов рынка полиграфических работ к подготовке рабочих кадров и специалистов высшей квалификации. Речь идет не только о финансовой стороне вопроса, хотя всем понятно, что, несмотря на объявленный приоритет, государственный бюджет в ближайшие годы не сможет существенно модернизировать всю систему профессионального образования. Но есть и другие формы участия и помощи.

К сожалению, приходится констатировать, что в наше время очень многие полиграфические предприятия просто отвернулись от системы профтехобразования. И это притом, как не парадоксально, что число высококвалифицированных рабочих в типографиях постоянно сокращается, а действующий состав достиг пенсионного и предпенсионного возраста. Предприятия, где разработаны и реализуются комплексные программы социального развития коллективов, где системно проводится внутрифирменная подготовка рабочих основных специальностей и соблюдается периодичность их переподготовки, повышения квалификации, можно пересчитать по пальцам.

Как ни горько об этом писать, но факт остается фактом — учащихся и студентов не везде и не всегда пускают на производственную практику, а где и пускают, то совершенно равнодушны к организации ее проведения. При наличии определенных возможностей училищам и вузам не оказывается помощь в обновлении учебного оборудования, не содействуют в укомплектовании кадрами мастеров и преподавателей.

Разве можно считать нормальным, когда учебные заведения укомплектованы мастерами производственного обучения с такой же квалификацией, что и подготавливаемые ими молодые рабочие и специалисты. В отрасли еще многие помнят о существовании движения наставничества, когда лучшие мастера с предприятий шли в училище готовить смену. Конечно здесь главная проблема в заработной плате, но при последовательном взаимодействии учебных заведений с предприятиями этот вопрос вполне решаемый.

Справедливости ради следует отметить, что и у нас в отрасли есть примеры плодотворного сотрудничества промышленности с профессиональными учебными заведениями. Достаточно назвать Московский государственный университет печати, Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Федорова, лицей № 314 и ряд других. И тем не менее, в данных случаях заслуга, как правило, принадлежит фирмам- поставщикам оборудования и материалов и высокой активности руководителей этих учебных заведений, а основная масса полиграфических предприятий продолжает оставаться индифферентной.

Подводя итоги сказанному, следует признать, что сложившаяся ситуация в отрасли крайне неблагоприятная, налицо явное противоречие между качеством подготовки кадров и задачами развития полиграфического производства, обеспечения его конкурентоспособности.

Естественно возникает первый вопрос: что делать? В общем плане ответ общеизвестен: надо объединить возможности государства и работодателей, возродить многоуровневую, высокоэффективную систему подготовки и переподготовки рабочих кадров, поднимать их социальный престиж и общественную значимость. Привести в соответствие масштабы и качество подготовки специалистов высшей квалификации с реальными требованиями отрасли, и, в первую очередь, с ее производственной составляющей.

Возникает второй вопрос: кто это будет делать? Ответ очевиден: мы все вместе!

Ну, а если конкретно, то представляется, что в современных условиях на первом этапе всю организационную работу могут (и должны) возглавить Межрегиональная ассоциация полиграфистов (МАП) и Московский государственный университет печати (МГУП) при непосредственной поддержке Минобразования РФ и Минпечати РФ.

Эти организации должны решить первоочередную задачу по формированию организационной структуры поддержки профессионального образования в отрасли на общеотраслевом и региональных уровнях: общеотраслевой, региональные попечительские советы, институт базовых предприятий, базовые учебные центры, Фонд на долевое финансирование подготовки кадров.

Для функционирования такой или подобной организационной системы есть все основания. В отрасли, как уже отмечалось выше, хоть и с большими трудностями, но пока еще действуют 18 училищ, 8 колледжей и 12 вузов с контингентом около 20 тысяч обучающихся.

Другой вопрос, кого и как они готовят. И это первая проблема, решение которой не требует серьезных финансовых вливаний. Ведь не секрет, что большинство учебных заведений полиграфического назначения, следуя коммерческим интересам, готовят специалистов, имеющих мало общего с полиграфическим производством.

Исходя из этого, на рубеже возникновения нового этапа социального партнерства в профессиональном образовании для полиграфии можно уже сформулировать основные цели:

- прогноз рынка труда в сфере полиграфического производства, формирование структуры и объемов подготовки кадров на общеотраслевом и региональных уровнях;

- создание попечительских советов, участие в соучредительстве и поддержке образовательных учреждений, укреплении их учебно-материальной базы;

- формирование программы по приоритетному развитию начального и среднего профессионального образования;

- создание условий для организации учебно-производственной практики и производственного обучения учащихся и студентов;

- разработка концепции целевой подготовки рабочих и специалистов для предприятий;

- социальная поддержка обучающихся и работников учебных профессиональных заведений.

Для начала реализации поставленных задач Межрегиональная ассоциация полиграфистов совместно с другими заинтересованными организациями в марте текущего года проводит Первое Всероссийское собрание социальных партнеров в области профессиональной подготовки кадров для полиграфии.

Мы призываем все полиграфическое сообщество страны принять активное участие в этом мероприятии.

Мы будем глубоко благодарны всем тем, кто пришлет в наш адрес свои замечания и предложения, направленные на решение этой важнейшей проблемы нашей отрасли.

Если завтра кадры будут решать все, то сегодня мы должны решить это.


Б.А. КУЗЬМИН, президент МАП
 
Статьи
Рекомендуем
Интервью
Пресс-релизы
25.09.2012
Esko Pixel+
Спецпредложения
 


Реклама
Экспресс-заказы
Вы можете отправить заказ на изготовление полиграфической продукции одновременно в несколько проверенных типографий.

В ответ Вы оперативно получите только реальные предложения от реальных изготовителей.



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.