Расширенный поиск
Зарегистрироваться
   

Цикл Владимира Кортовича по мотивам "Библии"

17/11/2003   Виталий Бакуменко

Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки". Именно этими словами из книги Екклезиаста, или Проповедника начнем статью о творчестве известного русского художника Владимира Кортовича. И не только потому, что он поместил эту строку из первой главы Екклезиаста на новом экслибрисе "Из книг С.А. Солдатова", но, главным образом, потому, что духовные темы занимают большое место в творческом поиске художника.
Уже в первых сюжетах книжных знаков Владимира Кортовича появились храмы, монастыри, ангелы, святые, проповедники, странники... Так что вполне закономерным было обращение художника к Книге Книг. На сюжеты из "Библии" Владимир Кортович задумал создать цикл из 12 книжных знаков. Эта сюита пока не завершена, но и работы, впервые появляющиеся в журнале "Полиграфист и издатель", говорят о творческой удаче мастера. Особо следует выделить лист художника "Творец Вселенной дает имена животным". Этот шедевр Владимира Кортовича не только был представлен на Международных выставках, но и неоднократно был опубликован за рубежом.
Как видно по иллюстрациям, Владимир Кортович сосредоточил свое внимание, в основном, на Новом Завете. Он начал работать над библейскими сюжетами с композиции "Рождество Иисуса Христа".
Это событие описано в первой главе Евангелия от Матфея, как и в других Святых Благовествованиях. Так, Евангелие от Луки повествует: "Когда же они были там (в Вифлееме), наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице".
Есть в Евангелии и объяснение, почему Богородица оказалась в пути, когда наступило время родить Ей:
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна."
Следующий сюжет, на котором остановился Владимир Кортович, - тоже ключевой. Он взят из второй главы Евангелия от Матфея: "Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его."
Глава двадцать шестая этого же Евангелия послужила сюжетом еще для одного знака - "Моление о чаше".
Уже зная свою судьбу, Иисус Христос молился и говорил: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты".
Три раза обращался Иисус Христос к стражникам, но люди, как всегда, проспали все моления и призывы. Все было напрасно, и свершилось злодеяние, за которое человечество расплачивается до сих пор... Работа Владимира Кортовича запечатлела кульминационный момент, когда все еще можно было предотвратить и история человечества сложилась бы иначе, чем случилось...
Двадцать седьмая глава Евангелия от Матфея подробно повествует и о том, как приговорили Иисуса Христа к распятию:
"И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его". Это событие тоже послужило Владимиру Кортовичу темой для впечатляющей композиции "Несение Креста, или Путь на Голгофу".
Следующий сюжет - "Снятие с Креста" - в Евангелии от Матфея описан весьма скупо, как и в Евангелиях от Марка и Луки. Более развернуто об этом событии сказано в Евангелии от Иоанна. Оно и помогло художнику обстоятельно воссоздать это печальное событие, произошедшее около двух тысяч лет назад...
В одном из откликов печати отмечалось, что в библейских сюжетах Владимир Кортович повествователь. Каждый сюжет книжных знаков мастера по мотивам Ветхого и Нового Завета подтверждает эту мысль. Причем художник так строит свое повествование в каждой композиции, что создается иллюзия протяженности сюжета как бы за рамками того, что мы видим запечатленным на гравюре. Это непостижимая тайна и загадка, но в этом и кроется привлекательность изобразительного искусства. Восхищает в этом цикле Владимира Кортовича и то погружение в сам мир давно ушедших эпох, которое испытываешь при знакомстве с его работами.
Хорошо бы в дальнейшем пополнить этот цикл сценой допроса Иисуса Понтием Пилатом. Кроме Библии, у художника есть редкая возможность опираться в своей работе на два потрясающих литературных источника: "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского и "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова. А завершить весь цикл следовало бы композицией на тему Вечного Апокалипсиса. Это чрезвычайно актуальная тема в наши дни, да и таким образом в 12 сюжетах была бы сжато отражена история последнего времени... Ведь уже в первой главе заключительной части Библии "Откровение Святого Иоанна Богослова" написано: "Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко."
В качестве иллюстраций статьи представляем не только гравюры на сюжеты Библии, но и другое произведение Владимира Кортовича на духовную тему. И над ними художник по-прежнему продолжает трудиться. Как видим, нередко они адресованы зарубежным библиофилам и коллекционерам. Это тоже стало знамением времени.
К сказанному лишь добавим, что все иллюстрации статьи - гравюры на дереве. Член Союза художников России, лауреат Международной премии, доцент кафедры рисунка, живописи и композиции Московского Государственного университета печати Владимир Васильевич Кортович остается верным приверженцем ксилографии - древнейшей и неувядаемой техники искусства графики.


 
Статьи
Рекомендуем
Интервью
Пресс-релизы
25.09.2012
Esko Pixel+
Спецпредложения
 


Реклама
Экспресс-заказы
Вы можете отправить заказ на изготовление полиграфической продукции одновременно в несколько проверенных типографий.

В ответ Вы оперативно получите только реальные предложения от реальных изготовителей.



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.