Расширенный поиск
Зарегистрироваться
   

Образ России в восприятии жителей Германии

22/11/2003   Журнал Полиграфист и Издатель

В преддверии Франкфуртской книжной ярмарки компания «Группа ИМА» по заказу Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций осуществила комплексное исследование общественного мнения жителей Германии о России. «Группа ИМА» — одно из крупнейших объединений на российском рынке маркетинговых коммуникаций — с успехом работает в данной сфере свыше 10 лет. Накопленный за эти годы колоссальный опыт высоко оценен клиентами и признан в профессиональных кругах.

Опрос проводился совместно с немецким институтом IFAK, известным социологическим центром Германии (основан в 1958 году), который имеет надежную репутацию среди профессиональных европейских сообществ (член «INTERSEARCH», международной сети социологических институтов, специализирующихся в сфере маркетинга). Перед исследователями была поставлена цель — оценить существующий образ России в представлениях жителей Германии, информационное пространство, а также выявить культурные ожидания немецкой общественности от участия России во Франкфуртской книжной ярмарке-2003 в качестве Почетного гостя.

Методология исследования включала массовый телефонный опрос населения Германии (1 000 респондентов), 50 экспертных интервью с представителями культурной элиты Германии, 2 фокус-группы и психосемантическое исследование.
Согласно результатам психосемантического исследования, жители Германии оценивают страны по четырем критериям: «культурный авторитет», «силовое влияние», «упорядоченность государственного управления» и «развитие демократии».
По этим критериям Россия оценивается как страна со слабой демократией и несовершенной системой управления и функционирования государственных институтов, а также с весьма слабым политическим влиянием.

В сознании немцев эти недостатки компенсируются российским международным авторитетом, основанным на культурном превосходстве, которое является залогом не только внешнеполитического статуса, но и перспектив преодоления демократической отсталости.

Анализ материалов исследования общественного мнения жителей Германии позволяет выделить в структуре имиджа России четыре компонента: культура, природа, люди и политика.

КУЛЬТУРА
Культура является самым позитивным компонентом имиджа России в Германии. Именно по этому критерию Россия в представлениях немцев имеет превосходство не только над такими странами, как Польша, Чехия и США, но даже над Францией и самой Германией.

ПРИРОДА
Многие участники исследования — представители как населения, так и элиты —  оценивают Россию как «страну огромных территорий» и «уникальной природы». Красоту и многообразие российских просторов и ландшафтов отмечает 25,5% опрошенных.

Особенно восторженно респонденты описывают Сибирь: «Сибирские просторы, неземной мир цветов, широкие реки», «Тайга, озеро Байкал, необыкновенно красивая природа, особенно на востоке страны».

ЛЮДИ
Образ жителя России в немецком общественном сознании неоднозначен. Важно отметить, что многие немцы не воспринимают Россию как многонациональное государство. Понятия «русский» и «россиянин» для них тождественны.
Часто встречаются шаблонные представления о жителях России,связанные прежде всего со стереотипно гротескными чертами: «Женщины в мехах с лентами в косах», «Люди, играющие на баяне» .

«Русский характер» как элемент образа жителей России является для немцев наиболее противоречивым.

ПОЛИТИКА
Политика как компонент имиджа России в немецком общественном сознании в целом оценивается скорее негативно. Именно она является отталкивающим фактором —  для 56,4% опрошенных.
Комплексный подход к анализу данных исследования позволяет выделить следующие составляющие этого компонента имиджа:

- Политическое влияние.
- Слабость демократии и несовершенство государственного устройства.
- Криминал и Чечня.
- Президент РФ В.В. Путин.

В представлениях немцев Россия не обладает значимым политическим влиянием в мире, хотя оно оценивается и выше, чем влияние Германии. При этом отмечается повышение ее международного авторитета, старт которому дала та позиция, которую заняла Россия в войне в Ираке.

Негативный аспект восприятия России — это представление о слабом развитии демократии в стране, о развитии коррупции и взяточничества (24% респондентов).

Для 23% респондентов криминал и Чечня являются самыми отталкивающими факторами в восприятии России. Однако отмечается снижение значимости этого негатива для имиджа России.

Участники исследования называют Президента РФ «символом новой России».
У 53% опрошенных В.В. Путин вызывает интерес к своей личности — как никакая другая современная или историческая российская персона.

КРУГ ИНТЕРЕСОВ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Основной интерес населения Германии к России связан с культурно-исторической проблематикой, природой и россиянами.

Наибольший интерес вызывает Россия у людей старшего возраста и с высшим образованием.
Представители элиты Германии хотят получить информацию о жизни простых россиян, а также о глобальных процессах, происходящих в политической, экономической и культурной жизни России.

НЕМЕЦКИЕ СМИ О РОССИИ
Дефицит информации о России порождает или негативный, или «лубочный» имидж страны. Сами участники исследования осознают ограниченность и искаженность собственных суждений о России:
- «Этот негативный образ России получен из СМИ. Вся информация тщательно профильтрована, отсюда негативный имидж»;
- «У России такой негативный имидж еще и потому, что обо всем рассказывают беспощадно. Не могу припомнить,чтобы показывали хорошие стороны».

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Актуальные российско-германские отношения оцениваются как очень позитивные и интересные (более 80% опрошенных). При этом половина респондентов считает, что между Германией и Россией еще существуют предрассудки.

- Самым важным направлением сотрудничества считается деловое партнерство. При этом оценка перспективности инвестирования средств в российскую экономику вызывает однозначную поддержку только у 18% участников исследования.
- В немецком общественном сознании существует представление о том, что толчком к новому витку политического сотрудничества послужила война в Ираке:
«По отношению к иракской войне Россия,Германия и Франция образовали хороший альянс».
- По мнению элиты, культурное сотрудничество в равной степени выгодно обеим сторонам и «осуществлять его нужно в режиме диалога».

ОТНОШЕНИЕ К ГОДУ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Представители немецкой элиты и общественности в целом весьма позитивно относятся к объявлению Года российской культуры в Германии, считая, что это послужит «сигналом к большей открытости» между двумя странами. При этом большинство представителей населения узнавали о событии только на самом опросе.
Результаты исследования показали, что чрезвычайно высокими со стороны немецкой элиты являются ожидания от участия России во Франкфуртской книжной ярмарке в качестве Почетного гостя. Это мероприятие рассматривается как возможность получить информацию о стране в целом.

Представители элиты выделяют такие основные критерии успешности презентации России на Франкфуртской книжной ярмарке:
- Степень открытости в освещении политических событий (ситуация в Чечне, итоги иракской войны, переоценка «сталинской эпохи»).
- Информационная кампания.
- Особенности российской экспозиции: национальный стенд, авторская программа, работа стендистов и т.д.
- Интересная культурная программа.
- Использование новых технологий.
- Участие референтных лиц, главным образом, Президента РФ В.В. Путина.

ОТНОШЕНИЕ К ФРАНКФУРТСКОЙ КНИЖНОЙ ЯРМАРКЕ
Согласно экспертным оценкам, главными темами Франкфуртской книжной ярмарки станут:
1. Перенос ярмарки из Франкфурта в Мюнхен.
2 .Россия.
3. Ислам.
4. Война в Ираке.
5. Европа и глобализация.
Таким образом, интерес к России как Почетному гостю Франкфуртской книжной ярмарки-2003 очень высок:
«Были другие страны Восточной Европы: Венгрия, Польша, Литва, но Россия —  абсолютный великан, в тени которого все потеряются».
Однако Россия оказывается, по оценке элиты, лишь второй по значимости темой ярмарки.

ОЖИДАНИЯ ОТ РОССИИ КАК ПОЧЕТНОГО ГОСТЯ ЯРМАРКИ
Результаты исследования свидетельствуют о том, что ярмарка рассматривается не просто как возможность познакомиться с книгами и издательствами России, но и получить знания о стране в целом.

ОЖИДАНИЯ ОТ РОССИЙСКОЙ КНИЖНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
По мнению представителей культурной элиты, «любой обычный немец не сможет назвать ни одного российского писателя».
Однако, как показали результаты количественного опроса, только 61,2% респондентов не смогли назвать ни одного из российских авторов.

Как видно на рис.6, в сознании массовой читательской аудитории Германии российская литература ассоциируется главным образом с произведениями российских классиков. Чаще всего звучат имена Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Согласно экспертным оценкам, «Достоевский — самый значительный, а Толстой — самый известный».
Гораздо реже в качестве интересных российских авторов отмечаются писатели советской эпохи (наиболее часто упоминаются А. Солженицын, Б. Пастернак, М. Горький, М. Шолохов).

В наименьшей степени немецким читателям знакома современная российская литература. Самым популярным современным российским писателем является В. Каминер. Кроме того, жителям Германии нравятся русские сказки, экранизации которых «часто показывают по телевидению».

Представления культурной элиты Германии о российской литературе являются несколько более полными и дифференцированными.
Наиболее востребована информация о современной российской литературе, о развитии книгоиздания в России и о новой России в целом .
Отмечается, что на выставке должно быть большое разнообразие тем и сюжетов, чтобы попасть в ожидания различных возрастных групп.

РЕФЕРЕНТНЫЕ ЛИЦА
Лидеры общественного мнения Германии

ВЫВОДЫ
ВЫВОД ПЕРВЫЙ. Анализ компонентов образа России позволяет определить позитивный ресурс позиционирования России и негативные мифологемы, которые важно нейтрализовать.
А) Позитивный ресурс
- Культура занимает важное место в немецкой ментальности.
Чувство уважения, которое немцы испытывают к России, во многом связано с их представлениями о «великой российской культуре».
- Красота и разнообразие российской природы вызывает повышенный интерес у любящих путешествовать жителей Германии.
- Развитие существующих представлений о сходстве ценностей русских и немцев на фоне существующей востребованности информации о жителях России является реальной базой формирования образа россиянина-партнера по общению и взаимодействию.
- Безусловным ресурсом позиционирования образа «новой России» является позитивный образ Президента страны В.В. Путина в Германии.
Б) Негативные мифологемы
- Современная культура России «не имеет лица».
- Предрассудки о России, связанные с «эпохой тоталитаризма» и Второй мировой войной.
- «Лубочное восприятие» России и россиян.
- Гиперболизация суровости российского климата.
- Представления о «нецивилизованности» россиян.

ВЫВОД ВТОРОЙ. Сегодня имидж России в Германии мозаичен и противоречив. Он состоит из хаотично разбросанных фрагментов представлений о разных эпохах и сферах.
Основной причиной является дефицит позитивной информации о России. В немецких СМИ материалы о России подаются с подчеркиванием негативных элементов российской действительности и замалчиванием позитивных реалий. Отсутствие новых знаний провоцирует культивирование устаревших образцов, доминирование представлений о «лубочной» культуре и обострение восприятия негативно окрашенных событий прошлого и настоящего. Это свидетельствует о тенденции формирования негативного имиджа России.

ВЫВОД ТРЕТИЙ. Важно использовать значимые информационные поводы, связанные прежде всего с позитивным ресурсом позиционирования России. Значительные культурные мероприятия, такие, как Год российской культуры в Германии, апофеозом которого станет участие России в качестве Почетного гостя во Франкфуртской книжной ярмарке, являются не только поводами, сколько реальным инструментом позиционирования «новой России».


 
Статьи
Рекомендуем
Интервью
Пресс-релизы
25.09.2012
Esko Pixel+
Спецпредложения
 


Реклама
Экспресс-заказы
Вы можете отправить заказ на изготовление полиграфической продукции одновременно в несколько проверенных типографий.

В ответ Вы оперативно получите только реальные предложения от реальных изготовителей.



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.