Расширенный поиск
Зарегистрироваться
   

ДА БУДЕТ ЦВЕТ! 1

30/09/2005   Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА

Краска - по-латински "pigmcntum". Природные органические пигменты - хлорофиллы, каротиноиды, флавоноиды - придают окраску растениям. Человеческую кожу окрашивают меланины: когда организм для защиты от ультрафиолетового облучения вырабатывает их в большом количестве, тело приобретает интенсивный бронзовый оттенок - загар. От количества пигмента в волосах зависит цвет волос, в радужной оболочке - цвет глаз. Печатная краска становится краской также благодаря пигментам - природным или искусственным.

Люди еще понятия не имели о природе света и цвета, а уже новею применяли краски. Они раскрашивали свое тело и рисовали на стенах пе-щер каменными обломками, содержащими окись марганца, или охрой - природным желтым пигментом, состоящим из глины и гидроксида железа. Охра до сих пор остается прекрасным сырьем для приготовления красок, шпатлевок и грунтовок.
Кроманьонцы оставили прекрасные многокрасочные изображения животных в пещере Альтамира на севере Испании и в пещере Ляско во Франции. "При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом ви де, либо смешивал с водой или животным жиром, - сообщает "Хроника человечества". - Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок па влажную стену пещеры". Как только люди научились делать глиняную посулу, они и ее стали украшать примитивным, а затем все более слож ным и искусным орнаментом. Научи лись строить - и родилась настенная живопись - фреска - и мозаики. Именно керамика, мозаики и фрески, до сих пор не утратившие яркости красок, сохранили для нас самую подробную информацию о жизни древних цивилизаций.

Рисунок из пещеры Лнско во Франции, сделанный за 15 тысяч лет до нашей Эры

В своей знаменитой "Истории искусств" П.Гнедич пишет о Древнем Египте: "Испещряя иероглифами здания, египтянин не оставлял ни одного угла на своей стене или двери, который не был бы орнаментирован или закрашен. Поэтому стенопись достигла в долине Нила весьма значительного развития. Реалист по натуре, египтянин был весьма тонким наблюдателем жизни". И далее: "Всюду, на всех памятниках, мы видим превосходно подготовленный голубоватый или сероватый фон и писанные по нему фигуры в семь цветов: синий, зеленый, красный, коричневый, желтый, белый и черный, причем иные представляют переходы в гонах".

Чем богаче становилась культура, тем шире использовались краски и кра сители (красители, в отличие от красок, растворяются). Очень долго люди знали только природные красители, которые в основном добывались из растений или животных. Так, научившись ткать, человек научился и красить ткани - синим индиго, который получали из листьев индигофера (именно индиго придает классический синий цвет современным джинсам), или красновато-фиолетовым пурпуром, который извлекался из пурпурной улитки. Пурпур стоил так дорого, что окрашенная им одежда в Древнем Риме была знаком принадлежности к высшему сословию. Синтетические красители для тканей появились совсем недавно - после открытия r 1842 году анилина. Сырье для стойких и дешевых анилиновых красителей - каменноугольная смола, и в наши дни в мире производится миллион тонн анилина в год.

Краска становится краской благодаря пигментам - природным или искусственным. Любая из красок - это просто суспензия пигментов в воде или пленкообразователях, по для масляных красок пленкообразователями выступа ют масла, для эмалевых - лаки, для клеевых - крахмал или казеин, силикат ных - жидкое стекло, эмульсионных - водные дисперсии синтетических полимеров.

Предшественниками печатных красок были чернила из грубой сажи и растительного масла, придуманные и Китае 4,5 тысяч лет тому назад. Уже в древности рукописи, скорее всего, не были монохромными. По крайней мере, сохранившиеся египетские папирусы цветные. И даже самые старые из уцелевших книг щедро украшены орнаментами и проиллюстрированы в технике миниатюрной живописи пером, красками и золотом. Например, датируемая шестым веком Библия, называемая "Серебряным кодексом", написана па окрашенном пурпуром пергамене полотом и серебром. Древнерусские рукописи также любовно оформлялись заставками и буквицами, чаще всего красного цвета.

Древнеегипетская фреска

Собственно печатные краски стали изготавливать, как и чернила, из сажи и растительного масла (Гутенберг применял хлопковое масло). Книги И.Гутен берга украшались еще рукописными цветными вставками, но его ученик П.Шеффер уже использовал цветные краски - синюю и красную - при печатании. Его Псалтырь, датированная 1457 годом, и есть самый ранний известный нам образец многокрасочной - в три прогона - печати. Правда, формы на первых порах раскрашивались вручную. Со временем книги начали иллюстрировать при помощи многокрасочной ксилографии и других разновидностей гравированных изображений.

А революцию в репродуцировании произвел Ж.Леблон, который в 1719 году получил в Лондоне патент на многокрасочную печать с трех форм путем смешивания трех основных красок - "Новый способ размножения картин и рисунков в натуральных красках". Очень скоро к триаде добавили четвертую - черную краску. В 1797 году А.Зе-нефельдер изобрел литографию, которая быстро превратилась в цветную "хромолитографию". И вот, наконец, в 1818 году на окраине Парижа открылся первый в мире завод печатных красок Н.Лорилье.

Чуть более ста лет тому назад начали применять свинцовые, марганцевые и кобальтовые сиккативы. В тридцатых годах появились краски типа Quickset, a еще через тридцать лет - Heatsei, в ко торые вошло гораздо больше масляно-минеральных разбавителей. Были получены модифицированная канифоль и синтетические углеводородные смолы. В семидесятых годах защитники окружающей среды стали ратовать за возврат к натуральным растительным маслам.

Печатная краска состоит им четырех основных компонентов: пигменты (практически нерастворимые), пленко-образователи, разбавители и вспомогательные средства. Краски для высокой и офсетной печати производятся одинаково, причем они пастообразные - гораздо более вязкие, чем краски для глубокой и флексографской печати, хотя и образуют на готовом оттиске куда более тонкий красочный слой (менее 2 мкм), чем краски для глубокой (5-7 мкм) или тем более трафаретной печати (до 80 мкм). В промышленных целях используют природные пигменты - неорганические и органические.

Неорганические: пигменты бывают бесцветными, черными и цветными. К бесцветным относится прозрачная двуокись кремния, полукроющие карбонат кальция и каолин, а также кроющий белый пигмент - двуокись титана. Черные пигменты это все та же сажа, то есть технический углерод, произведенный в печах путем неполного сжигания смеси газа и мазута. Наконец, из цветных минеральных пигментов используется главным образом милори (железная лазурь). В прежние времена применили также свин-цоиые, хромовые и кадмиевые пигменты, но они оказались крайне вредными для здоровья.

Раскрашенный инициал из руко¬писной книги «Litlyngton Missal» (раннее средневековье, 1384 год)

Органические пигменты для печатных красок получают главным образом и.ч нефти, которую сначала расщепляют на исходные продукты, а потом из них синтезируют пигменты (фталоциани-новые, азопигменты, хинакридоновые). Когда нужный пигмент выпадает в осадок из водного раствора, его промывают и прессуют в "пирог", который либо высушивают и размалывают, либо перерабатывают в концентрированные "флаш-пасты", либо сразу пускают в производство печатных красок. Триадные краски получают из бензидинового желтого азопигмепта, рубинового лака и голубо го фталоцианиновою пигмента.

Серебристый металлический пигмент производится из алюминиевой пудры. Золотистый из бронзовой. Чем больше в бронзовом сплаве меди, тем более красноватый оттенок имеет полученный пигмент. Металлические частицы плоские и по диаметру значительно больше, чем крупинки других пигментов (для глубокой и флексографской печати металлические чешуйки должны иметь диаметр от 8 до 9 мкм, а для высокой и офсетной печати - только 3,5 мкм). Чем больше диаметр отдельных чешуек, тем больше блеск.

Пленкообразователи для печатных красок - это смолы: натуральные (природный асфальт гильсонит), полусинтетические (модифицированные канифольные, алкидпые) и синтетические. В каче стве разбавителей для офсетных и типографских красок используются высыхающие минеральные и растительные масла. Вспомогательные вещества - добавки - помогают влиять на текучесть краски, ее способность к эмульгированию, скорость высыхания, прочность красочной пленки и другие важнейшие характеристики.

Рекомендуемые ссылки:


Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА
 
Статьи
Рекомендуем
Интервью
Пресс-релизы
Спецпредложения
 


Реклама
Экспресс-заказы
Вы можете отправить заказ на изготовление полиграфической продукции одновременно в несколько проверенных типографий.

В ответ Вы оперативно получите только реальные предложения от реальных изготовителей.



О портале | Реклама | RSS-каналы | Рассылка | Контакты

Любое использование материалов портала RuPrint.Ru допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Автоматизированное извлечение информации запрещено. Правила использования.

Copyright © 2002 - 2008 RuPrint.Ru. All rights reserved.